Тема моей магистерской диссертации звучит так: «Особенности переживания учебной ситуации и результативность собственной деятельности у младших школьников, обучающихся у педагогов с разным стилем педагогического общения».
Выбирала я ее долго и мучительно. Мне были интересны совсем другие вещи: зависимость специалиста от клиента (тенденция, контрперенос) в разрезе физических показателей (например, ЧСС), ложь и уровень доверия в процессе контакта между специалистом и клиентом, психологические защиты, исследование групповой работы/динамики, особенности работы с ЛГБТ+. Но слова «влияние» и «зависимость» в исследованиях моего уровня запрещены, так как выборки небольшие, и не все темы разрешены, поощряются и можно измерить.
Потом случилась СВО и я погрязла в тревоге. Проживая столь сложные моменты самостоятельно, я решила, что хочу разобраться в теме тревоги/тревожности/тревожного расстройства (а все это разные вещи) и начала читать литературу на эту тему. Параллельно с этим я обсудила с дипломным руководителем важное: сейчас не время распыляться. Нужно экономить ресурс и написать достойную, хорошую работу без особого “творчества”. В другое время меня бы это расстроило и ограничило, но время показало, что это было правильное решение.
Нельзя не отметить, что я родилась в семье педагогов, и очевидно, что тема моей работы была и моей темой тоже (такая параллель просматривалась у многих всех ребят из моей группы). Я поняла это, когда мы утвердили полное название на кафедре.
Дальше были выходы на 3 школы Москвы, области и Курска, и мы вели «охоту« за педагогами, использующими авторитарный стиль педагогического общения, тогда как демократического было хоть отбавляй. Так как мы считали средние значения, такого соотношения в итоге нам было достаточно (рис. 1). Педагогов с либеральным стилем общения в нашем исследовании обнаружено не было.