О том, как я писала диссертацию

Тема моей магистерской диссертации звучит так: «Особенности переживания учебной ситуации и результативность собственной деятельности у младших школьников, обучающихся у педагогов с разным стилем педагогического общения».

Выбирала я ее долго и мучительно. Мне были интересны совсем другие вещи: зависимость специалиста от клиента (тенденция, контрперенос) в разрезе физических показателей (например, ЧСС), ложь и уровень доверия в процессе контакта между специалистом и клиентом, психологические защиты, исследование групповой работы/динамики, особенности работы с ЛГБТ+. Но слова «влияние» и «зависимость» в исследованиях моего уровня запрещены, так как выборки небольшие, и не все темы разрешены, поощряются и можно измерить.

Потом случилась СВО и я погрязла в тревоге. Проживая столь сложные моменты самостоятельно, я решила, что хочу разобраться в теме тревоги/тревожности/тревожного расстройства (а все это разные вещи) и начала читать литературу на эту тему. Параллельно с этим я обсудила с дипломным руководителем важное: сейчас не время распыляться. Нужно экономить ресурс и написать достойную, хорошую работу без особого “творчества”. В другое время меня бы это расстроило и ограничило, но время показало, что это было правильное решение.

Нельзя не отметить, что я родилась в семье педагогов, и очевидно, что тема моей работы была и моей темой тоже (такая параллель просматривалась у многих всех ребят из моей группы). Я поняла это, когда мы утвердили полное название на кафедре.
Дальше были выходы на 3 школы Москвы, области и Курска, и мы вели «охоту« за педагогами, использующими авторитарный стиль педагогического общения, тогда как демократического было хоть отбавляй. Так как мы считали средние значения, такого соотношения в итоге нам было достаточно (рис. 1). Педагогов с либеральным стилем общения в нашем исследовании обнаружено не было.

рисунок 1.
Всего мы опросили 102 младших школьника, которые учились в 3 и 4 классах. Так как это дети, все опросы проводились на бумажных носителях, а использовали мы 3 методики. Долгими осенними вечерами я вбивала данные в excel до ночи и награждала себя теплой ванной.
Вот так распределились общие данные всей выборки учеников по всем измеряемым нами психологическим показателям (рис. 2)

рисунок 2.
Я вырезаю эти рисунки из своей презентации, по которой отвечала перед членами комиссии.

Так как я буду писать научную статью по своей работе, здесь не углубляюсь в терминологию, описание этапов и подсчетов, триллиона таблиц, но хочу по итогу сказать, что все предполагаемые мной гипотезы на старте, а именно:

Общая гипотеза:
  • Существует связь тревожности учеников и стиля педагогического общения их учителей

Частные гипотезы:
  • Младшие школьники, обучающиеся у учителей с различным стилем педагогического общения, будут демонстрировать различное переживание учебной ситуации и результативность обучения
  • Результативность деятельности младших школьников, обучающихся у педагогов с авторитарным стилем педагогического общения отрицательно связана с общим уровнем тревожности
  • У школьников, обучающихся в классах с авторитарным стилем педагогического общения, уровень самооценки положительно связан с уровнем успешности
  • Существует достоверная отрицательная связь уровня успешности младших школьников, обучающихся у педагогов с демократическим стилем педагогического общения и мотивации к одобрению
подтвердились.

Если говорить проще, после подсчетов в специальной программе данных мы получили статистически значимые связи, которые говорят о том, что ученики, обучающиеся у педагогов с авторитарным стилем педагогического общения больше склонны к переживанию тревоги, чем те, которые обучаются у педагогов с демократическим стилем педагогического общения.

Помимо тревожности (четырех видов: мы взяли межличностную, самооценочную, школьную и общий уровень тревожности), мы исследовали такие показатели, как мотивация к одобрению, уровень успешности и общей самооценки. Все эти показатели сравнивали между учениками двух выбранных нами групп.

В классах, где педагог использует авторитарный стиль педагогического общения, чем больше школьники испытывают тревогу, тем хуже субъективно оценивают себя среди своих одноклассников, а также имеют низкие показатели самооценки.

Интересно, что в классах, где педагог использует демократический стиль педагогического общения мы выявили связь между мотивацией к одобрению и уровнем успешности: то есть ученик с высоким уровнем мотивации к одобрению оценивает себя среди других хуже. Это может говорить о важности авторитета педагога и направленности в деятельности ученика на внешнюю мотивацию, ожидание положительной оценки и внимания учителя.

Дополнительно я также сравнила отдельно мальчиков и девочек, и скажу вам, что тревожность девочек выше, чем у мальчиков. В контексте нашего исследования это не имеет значения, но если я соберусь его расширять, это может быть полезно, например, для школ, где практикуется раздельное обучение по межполовому признаку.

Вот такие выводы мне удалось сделать. Самой, но не без помощи, за которую я крайне благодарю всех причастных. Сейчас кажется, что все это было легко и не так важно. Да, это мое незначительное касание к научной деятельности, но кто знает, что нас ждет за поворотом.

Теперь в связи с тем, что происходит в мире, я хочу направить свое внимание на адаптацию: изучать механизмы и все, что говорит об этом психология и смежные науки. А когда будет готова статья, обещаю с вами поделиться.

Читать ещё